Портал муниципальных образований Верхний Услон

Куралово

КУРАЛОВО.

 

    Как и многие сёла на этом направлении, Куралово образовалось после прихода войск Грозного. На освобождённые от прежних хозяев земли были поселены дворяне, привезшие с собой крепостных. Именно так появились в селе Батмановы, Ширяевы, Курниковы, многие другие фамильные  кланы, пустившие корни одними из первых и ныне настолько разветвившиеся, что вспомнить основу родства иным из них бывает крайне трудно. Все помнят только родоначальника-первопоселенца.

   История,конечно, пишется не только фамилиями и подсознательной памятью, но прежде всего — фактами: в 1965 году в селе Русское Бурнашево тамошний житель Пантелей Крайнов выкопал из-под холма здоровенный глиняный кувшин, доверху набитый деньгами времён неистового царя. Вывод учёных был однозначен — когда строился Свияжск, Кураловская земля уже принадлежала России.

   До революционных потрясений в селе господствовало натуральное хозяйство. В избах топили по чёрному, там же жила скотина, там же находились мастерские, окна закрывали бычьи пузыри. Вечная нехватка земли порождала вечное недоедание. Здешний барин Обухов был не только землевладельцем, но и высшим представителем государственной власти, и судьёй,и, в какой-то степени, палачом, так сам отдавал указания о расправе над провинившимися.

   В разных уездах Обухов имел до десяти тысяч гектаров земли, три тысячи голов скота, спиртзавод, три дома в Казани и приличный особняк в Питере, который, правда, бездарно продул за карточным столом. Работали на него крестьяне Куралово, Русского Бурнашево и, частично, Макулово, кроме того, имелось до двухсот батраков и сорок наёмных рабочихна заводе, вкалывающих по 13-14 часов в сутки.

   Так или иначе, а первые местные революционеры Иван Жирнов и Иван Мухин, Василий Корнилов, Иван и Назар Захаровы за пару лет до Октября подпалили как-то ночью барские постройки. Только навыков в этом деле у них ещё не было — поместье уцелело почти полностью,а вот соседние хижины бедных крестьян сгорели дотла. А барин был умён, и предупреждение  пошло ему на пользу — он правильно истолковал всполохи надвигающегося бедствия и тут же загнал один огромный кусок своей земли соседям, а другой, в стороне  Клянчино, - собственным крестьянам.

   Летом уже семнадцатого года голодный люд съехался на шестистах  подводах просить взаймы хлеба из барских амбаров. Обухов поначалу отказывал, но, проникшись выражением озлобленных лиц, махнул рукой и уехал в Казань, где благополучно дожил до прихода белочехов. Вместе с последними отступал и тихо помер где-то под Буинском. Его имущество тем временем распределяла комиссия из вернувшихся на родину фронтовиков Гаврилы Ширяева, Дмитрия Тарасова и прочих. Видимо, им население доверяло больше, чем ранним поджигателям. Ширяев же и стал первым председателем Кураловского сельского Совета...

   Куралово производит потрясающее впечатление на фоне остальных «сельсоветских» центров района.  Это просто некий очаг цивилизации в центре Верхнеуслонского района – сплошной асфальт, прекрасные каменно-бетонные здания в центре с минимальным количеством развалюх на окраинах, сделанный под бронзу памятник Ильичу посреди административных корпусов. Всё напоминает скорее небольшой городок средней России: и по расположению, и по сложению, и по внутренней планировке. Даже по автобусному расписанию.

   Злые языки утверждают, что объяснение необычайному кураловскому взлёту-подъёму найти легко, ибо много лет подряд, при директоре Тихоне Никифорове, местный совхоз был подсобным хозяйством, прямо-таки вотчиной Татарского обкома КПСС и Совета Министров ТАССР.

   Действительно, объяснить тот факт, что Куралово давно уже заасфальтировалось и первым в районе газифицировалось, выше сказанным как-то можно. Но это никак не могло отразиться на дальнейшем развитии села. Да и в строительстве основных объектов местного соцкультбыта, как выяснилось, участвовали сообща именно местные предприятия. А главным образом противоречит партийно-правительственной версии то, что за это время село не опустилось, не засорилось, здания не рассыпались, что, как известно, случается с конгломератами, привыкшими существовать лишь по указке свыше…

    Сегодняшнее Куралово состоит, разумеется, не только из асфальта и административных  зданий. Здесь находятся средняя общеобразовательная школа, медицинский пункт, детский сад, магазины, почтовое отделение, филиал сберегательного банка, досуговый центр «Сулица», библиотека, комбинат крахмалопродуктов, электростанция, энергонадзор, штаб совхоза.