Портал муниципальных образований Верхний Услон

Набережные Моркваши

НАБЕРЕЖНЫЕ МОРКВАШИ.

 

     Это самый большой и, пожалуй самый благоустроенный населённый пункт на территории Набережно-Морквашского Совета самоуправления, в который входит ещё семь населённых пунктов: Лесные Моркваши, Пустые Моркваши, Никольский, Покровка, Десятидворка, Пятидворка, Фурцево. Здесь есть и школа, и почта, и медпункт, и магазин, и опорный пункт милиции, и библиотека, и клуб, и газ проведён почти в большинство домов. Первое, что приходит на ум, кргда анализируешь происхождение Набережные, Лесные и Пустые Моркваши-это морковь. Может, здесь её выращивали в большом количестве? Но старейшая жительница Набережных Морквашей Варвара Ивановна Рыбакина (1909 года рождения), к которой мы напросились в гости, только посмеялась над этой гипотезой. По её мнению (слышала от старых людей), эти земли купили немцы ещё во времена Петра Первого и расплатились с русским царём марками. Отсюда и Моркваши.

     Есть и другая версия: мол, эти деревеньки Екатерина Вторая подарила некоему немецкому барону по фамилии Морк. И произнесла буквально следующее: « Морк -ваши!» (имея ввиду владения). Так это или не так, сказать теперь трудно.

     Чувашское население занимает по численности второе место после русского. Невольно задаёшься вопросом-почему? Всё объясняется просто. В тридцатые - сороковые годы двадцатого века Поволжье пережило сильный голод, особенно пострадало чувашское население. И тогда правительство Татарской АССР предложило чувашам заселить земли Верхнеуслонского района. Те с удовольствием откликнулись. И вот живут с тех пор. Их дети и внуки стали местными жителями.

     В Набережно-Морквашской средней школе ребятишки изучают не только русский и татарский языки (обязательные государственные языки Татарстана), иностранные (английский и французский), но и чувашский язык. Правда, это не обязательный предмет. Его изучают по желанию.

      В войну многие жители работали на пряничной фабрике - так местные жители называли эвакуированную из Москвы фабрику Бабаева. Фабрику расположили в старом, но очень добротном кирпичном здании бывшей водяно-паровой мельницы торгового дома «Корольковой и Барабановых с сыновьями» (по соседству с домом отдыха в Пустых Морквашах). Пекли там пряники, печенье, делали конфеты. 

   В 1948 году на фабрике случился пожар, и она сгорела вместе с оборудованием. После этого печального события красное кирпичное здание не восстанавливали. И оно так и стояло, полуразрушенное, там, где речка Морквашка впадает в Волгу, немым укором социалистическому разгильдяйству. И только местные мальчишки, да приезжие из Казани пионеры, озорства ради, забирались в развалины старинного здания, представляя себя искателями кладов. Кладов никаких, конечно, там не было. Хотя само здание, откровенно говоря, уже клад. Если его отреставрировать, осовременить и пустить в дело в качестве, например, гостинницы для туристов, можно получить большую выгоду. Татглавснаб в перестроечные времена попытался , это сделать. И даже привёл внешний вид здания в божеский вид. Но вскоре строительный энтузиазм, а может, финансовый поток, иссяк. И здание бывшей мельницы — памятник архитектуры конца XIX века, построенный знаменитым купцом Романовым, - стоит на берегу бесхозное и безлюдное. В ожидании, быть может, лучших времён.

Верхний Услон:край родной навек любимый…:научно-популярное издание/Под ред.Л.Г.Абрамова.-Казань:по городам и весям, 2001.-363с.