Портал муниципальных образований Верхний Услон

Соболевское

Село Соболевское.

Местные жители утверждают, что здесь и впрямь водились соболя. И с ними, пожалуй, можно согласиться – неспроста ведь такое название у села – Соболевское. Если слегка повоображать и окунуться в далёкую историю, то можно представить густой, почти непроходимый лес, заросший вековыми дубами, стройными берёзами да статными, в пушистых сарафанах хвойными деревьями. И вот в эти глухие, но необыкновенно красивые и богатые живностью места были сосланы Екатериной Второй в 1786 году казаки-старообрядцы. Их потомками, как утверждают современные жители села Соболевское они и являются. И до нынешних дней сохранили традиции своих предков, сберегли их веру.

Об этом рассказала одна из старейших жительниц Соболевского, бывшая учительница Елена Николаевна Мартышина.  

  С большим пафосом рассказала пожилая женщина, человек глубоко верующий, о старообрядческих традициях, о канонах этой религии, о преданности и верности старообрядцев, о жестоких гонениях, которым их подвергали более двухсот лет со времён патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, отца Петра 1. И лишь в 1905 году вышел закон «О веротерпимости», который остановил неистовые гонения на старообрядцев и намного облегчил их положение.  А в 1971 году Поместный собор новообрядческой Русской православной церкви признал ошибочными действия патриарха Никона и царя Алексея, наложивших анафему на старообрядцев, и засвидетельствовал, что старые обряды «равночестны и спасительны». Сейчас  в Соболевском при непосредственном и самом активном участии Елены Николаевны Мартышиной ведётся движение за создание старообрядческой общины, за официальное открытие в селе молельного старообрядческого дома. Кстати, Елена Николаевна рассказала, что вплоть до начала тридцатых годов в Соболевском работала такая молельня и был при ней священник – Григорий Михайлов. Он воспитывал восьмерых детей. Советская власть не пожалела старого священника. Его расстреляли, молельню разрушили, а дети Григорьева разлетелись по всему свету. Елена Николаевна долгое время поддерживала связь со старшим сыном священника Алексеем Григорьевичем Михайловым, который уехал в Сибирь, а после войны преподавал в танковом училище города Омска. Вплоть до самой своей смерти… 

Верхний Услон:край родной навек любимый…:научно-популярное издание/Под ред.Л.Г.Абрамова.-Казань:по городам и весям, 2001.-363с.

       Из другого источника, Писцовой книги Свияжского уезда писца С.В. Волынского 1651-1654 гг.название села Соболевское пошло от детей боярских Соболевских… так же как и Чулпаниха … от служилого новокрещена Федьки Чулпанова, получившего земли поросшие перелогом сразу после окончании в Подгородном стане моровой язвы ( чумы ) 1656 года … в те времена уходя на годовую службу и если у тебя не было наследников заранее служилые отписывали поместные свои земли монастырям… с условием , что монастырь будет служить службы и вносить их имена в поминальные … конкретно Чулпаниха отошла к монастырю в 1694 году .

Информация предоставлена Д.А. Бычковым 

 

     Посвящается селу Соболевское.

Село на Свияге тебя не забудет

Хоть раз кто видал в жизни своей

Другого такого ну нет, и не будет

И нет тебя краше, родней и милей!

Ты радуешь нас и горою своей

Туманом  на зорьке и солнцем лучистым

Тебя нет красивей, тебя нет родней

Ты ягодой спелой всегда удивляешь

Богато орехом и  грибом лесным

Село на Свияге, все это ты знаешь

За то мы тебя боготворим

Купаньем рыбалкой ты славишься всюду

И видно когда-то здесь соболь бывал

А сколько бывает здесь родного люду

А ландышей сколько, ну просто завал

Мы хвалим тебя, кто только бывал

Горды мы тобой, иначе нельзя

Твою красоту мы всегда воспевали

Сторонка родная, мы любим тебя.

Село на Свияге, тебя не забудет

Хоть раз кто увидел в жизни своей.

Осянин Роберт Иванович-житель села Соболевское

(из татарского энциклопедического

словаря АП РТ 1999 год)

Из воспоминаний ветерана труда,

учительницы Соболевской школы Мартышиной Елены Николаевны.

    На живописных берегах Свияги расположено село с красивым названием Соболевское.

Сторожилы говорят, что в давние времена здесь было много лесов и водились соболя.

В 1786 году императрица Екатерина IIпереселила на берега Свияги  казаков-старообрядцев. Такие  подробности передавали по радио из Казанского архива. До сих пор сохранились  в нашем селе отголоски казачества.

     Фамилия Алеевы (со временем переделались в Аляевы). В Казани в КХТИ преподаватель Аляев Игорь Варсонофьевич, наш Соболевской. Черкесовы - их уже нет. Песни казацкие («Скакал казак через долину», «Сидел Ланцов » и др.). А одного жителя нашего села просто звали «казак». На старинных фотографиях наших бабушек и дедушек- одежда казацкая.

Казаки сохранили свои традиции больше других, сохранили веру и поэтому наше село более верующее, в отличие от других окружающих сёл.

   Казаки народ трудолюбивый, быстро срослись с землёй. Село стало зажиточным - бедняков не было. Его быстро приметили предприимчивые купцы: Соловьёв Филат Иванович, Зеянов Андрей П., Курицын Александр Григорьевич, Куприянов Алексей Григорьевич,построили полукаменные двухэтажные дома, магазины, церковь на горе, а на другом берегу Свияги построили большие амбары (5 амбаров), куда ссыпали зерно, купленное у крестьян.  Приводили баржи и отправляли хлеб на Волгу. По Волге ходил известный  в России купец Бугров. Он отправлял хлеб,собранный на волжских берегах за границу, в Англию и др. страны. Очень ценился средневолжский хлеб. Молодёжь в город не уходила, занималась хозяйством и работала у купцов (сортировали хлеб и грузили на баржи) наёмными рабочими.

   После революции ритм жизни стал другой. Наступила коллективизация, раскулачивание зажиточных. Купцы дома свои оставляли, уезжали. Остались несколько из потомков, которые старались поддержать село на том уровне, какой оно занимало. Старались сохранить механическую мельницу, масляный завод, шерстобойку и многое другое. Образовался колхоз, хозяев стало много. Для такого перелома в деревенской жизни они были не готовы...

 

Соболевское, село Верхнеуслонского района, на реке Свияге , в 45 км к югу-запада от села Верхний Услон .

В 1989 г. -197 жителей, в том числе русских-74%, татар-22%.

                                   На 1997 год- 216 жителей.

                                  На 1 января 2006 года жителей оставляет 385 человек.

                                  На 27 октября 2010 года 329 человек. 

    Село Соболевское очень необычное в географическом плане, имеет всего одну улицу Береговую протяженностью пять километров вдоль берега реки Свияга.

    Сейчас в с. Соболевское есть Исполнительный комитет сельского поселения, школа, Сельский дом культуры, библиотека, сбербанк, отделение связи, ФАП и магазин.

  Население занимается полеводством, молочным скотоводством, овцеводством.

http://verhniy-uslon.tatarstan.ru/