Портал муниципальных образований Верхний Услон

Вахитово

 

     Так уж получилось, что на правом берегу реки Волги, ниже села Ключищи, находятся три населённых пункта: село Матюшино, самый старинный из них, намного моложе – деревня Бакча-Сарай и самый младший из них – посёлок Карьер, волей судьбы, оставшийся без названия. Они друг от друга расположены так близко, что вместе образуют один большой населённый массив.

   В 20-х годах началось заселение татарскими семьями берегов Волги. Заселение проводилось в основном семьями малоземельных крестьян из из близлежащих волостей и уездов, в частности, на территории нынешнего Верхнеуслонского района живут потомки переселенцев из Камско-Устинского, Апастовского, Высокогорского районов. На карте нашего района появились названия новых населённых пунктов: имени Мулланура Вахитова, Бакча-Сарай, Янга-Болгар, Ватан, Идел,Брек, Нариман, Кызыл Байрак, Янга-Юл и другие. Сегодня некоторые из них уже не существуют, некоторые относятся к малым, а некоторые могут стать такими, так как молодёжь остаётся в деревне, пока там работает школа и есть где работать…

   Судя по воспоминаниям старожилов, первыми появились переселенцы на месте, где сейчас находится деревня имени М.Вахитова.

Волжская новь, 2010, 12 мая

 

деревня им. М.ВАХИТОВА

  Крестьянин Файзрахман Халиков переехал на место нынешнего села Вахитово вместе с братом сразу после революции и конфискации всех этих земель у маркиза Паулуччи. Плодородие земель и богатство местных лесов поражало воображение и давало возможность жить безбедно. Уже через три года к семейству Халиковых присоединились ещё три семьи. С тех пор деревня стала разрастаться безостановочно и была названа в честь известного татарского большевика.

 

БАКЧА-САРАЙ

   Летом 1925 года из деревень Янга-Сала и Шапкино Камско-Устьинского района группа из семи многодетных и малоземельных семей решилась на переезд. Им была выделена земля на незаселённом крутом берегу, между Матюшино и Ташёвкой, край, заросший орешником и ежевикой. Они первые увидели чудесные ключи и первозданную красоту местности. Только что построенные дома по самые крыши утопали в зелени, потому и деревеньку назвали Бакча-Сарай – дворец-сад.

   Сегодня деревня представляет собой процветающее как и прежде селение. Из-за обилия кирпичных, вполне современных домов, оснащённых газом, и асфальтовой ленты дороги между ними Бакча-Сарай хочется назвать даже посёлком. Тем более, что на краю деревни высится роскошная двухэтажная школа, достойная находится даже в городе. Заслуживает внимания и приличный пришкольный музей деревни. Чего тут только нет: На полках – старинные прялки, веретёна, мялки, колыбели –всё, произведённое в начале века, но тщательно сохраняемое. В отдельной экспозиции – древние монеты, найденные сельчанами на своих огородах. Среди них – петровские полушки и екатерининские пятаки, доказывающие, что и до возникновения Бакча-Сарая эта плодородная земля не пустовала.

 

ВАТАН

    Сперва человек по имени Ахметша поселился на месте Бакча-Сарая, Но ему там не понравилось, так как он мечтал о привольных полях, чтобы растить хлеб, пасти скот, а на берегу Волги- сплошной известняк. Тогда Ахметша переселился южнее, туда, где сейчас находится деревня Ватан. Место оказалось не толко плодородным, но и на редкость живописным: поля плавно переходили в лесной массив. Вскоре к нему присоединились ещё 6 семей. Хозяйство вели дружно, помогая друг другу кто чем мог.

     Местное население росло, занимаясь в основном пахотой и разведением скотины, было много своих лошадей. Рыбачили: недалеко от деревеньки находилось глубокое озеро Корыч-бабай, названное так по имени старичка, присматривающего за чистотой в нём и за порядком на берегах…

     Во время коллективизации, руководил которой некто Гильмутдин, был создан колхоз «Авангард», куда забрали лошадей вместе с другой скотиной. Туда же согнали всё работоспособное население, и примерно с того времени для деревни наступили тяжёлые времена.

     С Великой Отечественной войны, ушло на которую пятнадцать местных мужиков, вернулись только Хасбей Галиулин и Фазылзян Чумаров. Их стараниями в 1949 году и была построена крохотная ватанская школа для шести имеющихся в деревни ребятишек. Открыли и магазин, и клуб для молодёжи. Колхоз же был переименован в «Идель» и начал заниматься выращиванием овощных культур. Когда колхоз был «влит» в Вахитовский сельскохозяйственный кооператив, исчезли вместе с колхозными полями и магазин, и клуб, и школа…

 

ТАШЕВКА

   Как говорят местные старожилы, по преданию, деревня основана Иваном Грозным, а жители переселены сюда позднее из разрушенного тем же царём Новгорода. Этим объясняются и новгородские фамилии большинства жильцов – Ларины, Сухоруковы, Масленкины, Борисовы.

   Реально же сколько лет деревне никто сказать не может, но она, несомненно, древнее всех окрестных деревень во много раз. Есть точные сведения, что Ташевской церкви в 1916-м году исполнилось 350 лет…

   Церковь, конечно в тридцатом году закрыли, а чуть позднее был основан колхоз «15 лет Татарской Республике», просуществовавший до 1948 года. Потом он был переименован в «имени Мичурина», а в 1956-м стал филиалом Матюшинского колхоза «Волга». Тогда в Ташевке были огородная и садоводческая бригады, развивалось полеводство и животноводство – особенно удачно удавалось разводить овец и свиней. Это вызвало необходимость создания совхоза «Ташевский», почему-то присоединённого, однако, через пять лет существования к совхозу «Имени XXIII партсъезда». Все эти искусственные и вряд ли необходимые укрупнения и разукрепнения сказались на деревне самым печальным образом – постепенно заглохли все отрасли сельскохозяйственных направлений, люди стали в массовом порядке отъезжать из деревни.

   Была в 1914 году здесь школа – семилетка, где учились около 120 детей, в 1990-х была начальная, теперь и её не стало.

http://verhniy-uslon.tatarstan.ru/

 

Деревня имени М.Вахитова в годы Великой Отечественной войны.

Заведующая Вахитовской сельской библиотекой-филиалом

Салимуллина С.Л.

 
  
  Великая Отечественная война, начавшаяся 22.06.1941 г. принесла тяжёлые испытания всему советскому народу.
   Из нашей деревни большинство мужчин были призваны в ряды Советской Армии и среди них была одна единственная девушка Хамидуллина Фатыма Сафаевна. Наши земляки сражались на всех фронтах Великой Отечественной войны, многие погибли смертью храбрых. Всего из нашей деревни погибло более 250 человек. Список погибших запечатлён на стеле памятника – мемориала, который был открыт в 2010 году к 65-летию Победы Советского народа над немецко-фашистскими захватчиками.

    Во время войны на нашей территории было 2 колхоза: «Трактор» и «Идель». В самом её начале большинство председателей были призваны в ряды РККА. К началу войны в деревне было 40 домов. Председателем колхоза «Трактор», организованного в 1934 году, был житель Гимадеев Акмалетдин Гимадеевич, а председателем сельского Совета Гатауллин Галиаскар Гатауллович.220 cr

219

Гимадеев Акмалетдин Гимадиевич

   К руководству колхозами пришли другие люди. Так в колхозе «Трактор» в течении всей войны председателем правления колхоза был Абдурахманов Газиз Габдрахманович - не призванный в армию по болезни.
     Колхозом «Идель» руководил (1943г.), с возвращением с фронта тяжело раненый, Биктагиров Мухамметжан. Это был очень своеобразный человек, остался в памяти колхозников очень суровым человеком. Он обладал исключительно большой способностью к запоминанию. Это был вспыльчивый, не стесняющийся в выражениях человек, не очень грамотный. Однако колхозники его уважали за знание хозяйства, правильное решение внутрихозяйственных дел.
   
После войны во главе колхоза «Трактор» была Садыкова Шамсикамал.  Вторым лицом в управлении делами колхозов того времени были счетоводы (бухгалтеры) колхозов. С1942 года в течение всей войны счетоводом колхоза «Трактор« был Закиров Рахимзян Закирович, пришедший из армии по ранению (без одной руки). Хороший практик, он много сделал для налаживания учёта в колхозе в это время.
  
Счетоводы в военное время занимались подпиской и сбором денег по Государственному займу, денежно-вещевых лотерей, сбором тёплых вещей воинам армии, были агитаторами, вместе с учителями входили в состав агитбригады, которая должна была посещать, во время посевной или уборочной компании, все бригады шести колхозов. Обычно перед началом выступления проводились беседы о положении на фронте, внутри страны, рассказывалось о международном положении.   Потом – художественная самодеятельность: пьеска, хор, вокальное пение, исполнение частушек на злобу дня в данной бригаде.

   Никакого транспорта агитбригаде не предоставлялось – ходили пешком. Обычно к 9-10 часам вечера начиналось выступление, а после нужно было идти в село. Обычно приходили в 2-3 часа ночи. Агитколлектив, в который обычно входили учителя, много отдавали сил для разъяснения политики партии и правительства, наших задач в годы войны.
   В каждом колхозе было две полеводческие бригады, один тракторный отряд Макуловский МТС, который обслуживал весь колхоз. Во главе полеводческих бригад стояли и мужчины и женщины.

     В колхозе «Трактор» бригадой №1 в течение всей войны руководила  Гимадеева Василя Идиятулловна, бригада под её руководством выполняла все производственные задания.

   Во главе 2-ой бригады была  Халикова Бибисайран Набиулловна. Обе бригады работали чётко и слаженно. Основной рабочей силой были женщины, подростки и старики.

      В колхозе «Трактор» Гимадетдинов Шихабутдин Калимуллович был бригадиром тракторного отряда, он остался в колхозе по брони.

   До призыва в армию на тракторах работали Гатауллин Рафик Галиаскарович, Калимуллин Гарай, Гарифуллин Гайфулла Гарифуллович, Хайруллин Абдулла Гибадуллович, Халиков Малик Файзрахманович, Хайрутдинов Солтан, Сафин Шарифулла   и др. В дальнейшем они были призваны в армию и вместо них работали молодые женщины и девушки.

    Гатауллина Сабира работала продавцом в селе Вахитово (это мы узнали из писем с фронта Гатауллина Галиаскара Гатаулловича, который пишет: «Дорогая моя Сабира ! Вам наверное тяжело, ты ведь еще работаешь продавцом, хотя еще сама не умеешь писать и читать…».

     А после войны продавцом работала Гимадеева Василя Идиатулловна.      

        Работать было очень трудно.   Горючее везли со станции Вязовая на парных бричках. Были специально  оборудованные брички для подвоза горючего. На одну бричку можно было погрузить две 200 килограммовых бочки. Трактора СТЗ, ХТЗ, Универсал работали на керосине.   В каждой бригаде был специально оборудованный заправочный пункт.

   Жили работники тракторного отряда в специальных вагонах, но в большинстве своём в полевых станах. Трактористы – женщины и девушки, окончившие 3-х месячные курсы, имели мало опыта в работе, да и по силам своим уступали мужчинам. Запасных частей было очень мало, реставрировали старые, тракторы часто ломались, их бесчисленное количество раз ремонтировали, иной раз прямо в борозде. Заводились эти тракторы от рукоятки, стартеров у них не было. Нужна была сила, ловкость, навык, чтобы завести трактор таким образом, но этого как раз у женщин не было. Часто при заводе трактора рукоятка била в обратную сторону и наносила травму трактористу. Во время ночной вспашки на обеих сторонах поля зажигались костры, чтобы лучше ориентировался тракторист. У иных тракторов фары были неисправны, и тогда прицепщик с фонарём «летучая мышь» шёл впереди и освещал борозду, которую пахал трактор.

   Во время ночной смены бригадиры не уходили с полосы, где тракторы вели пахоту и сев. Прислонится к бочке с водой на конце поля и вздремнёт немного, а то и прямо на полосе. Так и ходили всю ночь от одного трактора к другому. Учёт проделанной работы тракторами, расход горючего и смазочных материалов вёлся очень строго. Тракторы всегда заправлялись в борозде или на загонке убираемого поля. Учётчик-заправщик на лошади привозил бочку с горючим при пересменке, замерял остаток горючего в баке, доливал его. Причём в большинстве своём не через шланг, а вёдрами.

   В дальнейшем данные о работе тракториста (норма, выполнение, вид работы, расход горючего по норме, фактически, экономия, перерасход, начисление за работу в трудоднях) заносился в учётный лист тракториста, подытоживался, за 5 дней делалась сводная ведомость по отряду и отвозилась в бухгалтерию МТС, где тщательно проверялась. Никаких холостых перегонов тракторов не допускалось. Холостой перегон разрешался только по приказу директора МТС или агронома, причём указание агронома подтверждалось подписью директора МТС.

   Тракторы были маломощные. Паров и зяби подготавливалось мало, поэтому сеяли в основном по весновспашке. Использовалась конная тяга. В каждой бригаде «Трактора» было 3-4 однолемешных или двухлемешных плугов, но вспахивали они в дополнение к тракторам недостаточно, и тогда сеяли прямо по стерне. Отсюда и урожайность 6-8 от силы 10 ц. с га.
     В весеннее - летний и осенний период все колхозники, занятые на полевых работах, жили безвыездно на полевых станах. Исключение составляли только женщины-домохозяйки, имеющие малолетних детей, и у которых не было в доме лиц, которые могли бы управиться по хозяйству вечером и утром. Они отпускались домой, когда был уже поздний вечер и должны были быть с восходом солнца на полевом стане. Хорошо если попадалась попутная подвода или бригадир имел возможность снарядить бричку, чтобы отвезти их в село. Но это было не всегда. Очень часто им приходилось пешком идти в село за 4км. от стана 1-ой бригады и 8 км. от стана 2-ой бригады, а потом ещё ночью управляться с хозяйством дома.

   Однако молодёжь не унывала, без разрешения бригадира, ( ждали когда он уснёт), они пешком отправлялись в село на гулянье и сразу же в час или в 2 часа ночи отправлялись на полевой стан.

      Питались на полевом стане. На день каждому работающему выдавалось 600-800 грамм хлеба. Повара варили пшённый кулеш или умач. Из дома привозилось молоко, картошка. Так что работающие сильно голодными не были. Оплата труда начислялась в трудоднях. Во время уборки по мере сдачи зерна государству выдавался аванс пшеницей по 200-250 грамм на трудодень. А если случался вынужденный забой бычка, тёлочки или овечки, то дело с питанием на стане становилось ещё лучше.

   В конце года уже зимой, проводился окончательный расчёт с колхозниками. В среднем на заработанный трудодень получали по 150-300 граммов хлеба, редко по 500 граммов. Конечно, на это не проживёшь и семью не прокормишь. Выручало личное подсобное хозяйство – картошка с огорода, молоко от коровы (хотя был доведён план сдачи государству молока, каждым колхозным двором 220л. в зачётном весе), но оставалось и для собственного питания.

   Каждый колхозный двор должен был сдать государству кроме молока, 40кг. мяса, 100 яиц, 2,5кг. шерсти, 1,5 овчины и кожи. Колхозники на личном подворье во время войны имели право держать 1 корову, подтёлка, телёнка, 10 овец вместе с приплодом, свиноматку с приплодом, кур, гусей, что колхозники и делали. Сильного голода жители села не ощущали, хотя за заработанные трудодни получали граммы.   Почти всё зерно сдавалось государству.
  Сеяли в основном пшеницу, овёс. В колхозе было примерно 20 голов коней, из них 10 - 15 рабочих лошадей. Все работы по отгрузке зерна государству, основные перевозочные работы в колхозе осуществлялись конным транспортом. Пароконная бричка – основа всех перевозок. Были в колхозе и рабочие волы. В каждой бригаде их было по 5-6 пар. Они сыграли немаловажную роль в хозяйственной жизни. Правда, на первых порах, было непривычно на них ездить – уж сильно медленно они шли – потом привыкли. А некоторые предпочитали волов коням – можно и груз перевести и выспаться дорогой.

Покупательская стоимость рубля падала. А ведь надо было обуться, одеться. В магазинах были введены карточки на соль, спички и другие необходимые товары. Одежда и обувь в них почти не продавалась. Это можно было купить только на рынке.

     Жёны, матери, родные, ждали писем с фронта от своих мужей, сыновей и братьев. Но часто вместо писем приходили официальные бланки с извещением «погиб смертью храбрых» и тогда не было предела горю и отчаянию тех,  которые получили похоронки. К горестному плачу их присоединялись те, кто имел мужа, сына, брата на фронте. Но проходило время, горе как-то притуплялось, и люди работали, работали автоматически, отдавая работе себя, и это спасало их от той невероятно тяжёлой беды, которая их настигла.
    В колхозе « Трактор» была ферма крупно - рогатого скота, насчитывалось 20 дойных коров. Доярками на ферме были Миннуллина Гельмикамал, Закирова Нурзихан, Халикова Зайтуна Идиятулловна и другие.  

    В связи с войной необходимо было оказывать помощь фронту не только трудом, создавая продукты питания для армии, но и другими средствами – сбором тёплых вещей, подпиской на государственные займы. И никто не уклонялся от этого. Сдавали полушубки, валенки, сапоги, вязали и сдавали рукавицы и носки, тулупы. Девушки шили и вышивали кисеты для табака и отсылали на фронт бойцам.
     Займы. Все понимали, что нужно помогать стране, нужно помогать армии, которая билась в кровавой схватке с ненавистным немецким фашизмом, но где взять денег, - ведь на трудодни практически ничего не получали? И здесь на помощь приходило личное подсобное хозяйство. Нужно было рассчитаться с государством по молоку, мясу, шерсти. Но какой-то резерв всё-таки оставался. И вот за счёт этого-то резерва подписывались и рассчитывались по обязательным денежным платежам, покупали облигации Займа и билеты денежно-вещевой лотереи.

   В колхозе «Трактор» была ферма крупно-рогатого скота, овцеферма, свиноферма в селе Ташёвка.  Колхоз выполнил свой план перед Родиной, благодаря самоотверженному труду женщин. Вот имена тех, кто в суровое время, не щадя своих сил, здоровья, держали на своих плечах колхозы «Трактор» и «Идель»:

1. Гарифуллина Фарида Бикмухаметовна
2. Гимадеева Василя Идиатулловна

3.Хайрутдинова Зехникамал

4. Салимуллина Хайрикамал    
5. Миннуллина Гельмикамал
6. Халикова Зайтуна Идиатулловна
7. Хайруллина Рабига Калимулловна
8. ЗакироваНурзихан   

9. Юзаеа Нуркамал
10. Юзаева Эммеголсем  
11. Калимуллина Назия Калимулловна

12. Сафина Марьям

13. Калимуллина Фатыйма Калимулловна
14. Габитова Рахиля Шафиковна.    
15. Халикова Галия  Набиулловна                                                                                                                 
16. Халикова Бибисайран     

17. Гарифуллина Сайда  

18. Гимадеева Рахиля Набиулловна  

19. Шарипова Минзифа Хабибулловна       

20. Шарипова Галимэ Хабибулловна
21. Садыкова Шайх
22. Бадрутдинова Шаехкамал
23. Сафина Хабирэ. 
24. Садыкова Шамсикамал 
25. Закирова Мигривафа Шафиговна  
26. Сафиуллина Фахрикамал

27. Сабирова МахираЗалялиевна  
28. Шарипова Анузя.  
29. Салимуллина Наиля Набиулловна   

30. Мухутдинова Сания Файзрахмановна

31.  Гатауллина Сакина Залялиевна 
32. Саирова Бибисара 
33. Зиганшина Гайнизамал
34. Шафигуллина Сылузыян.
35. Гибадуллина Гулькабира Хайрулловна
36.  Гарифуллина Оркыя Гайфулловна.    

    Именно о них, о таких вот женщинах, сказал поэт М.В. Исаковский в одном из своих стихотворений:

Ты шла, затаив своё горе,
Суровым путём трудовым
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.


 
Кроме женщин в колхозе работали старики, подростки. Из стариков можно отметить таких как:

1. Зайнуллин Гарифулла Зайнуллович
2. Гимадетдинов Шиъгабутдин Гимадеевич

и   многие другие.  211

Слева: Закирова Мигривафа, Гимадеева Бибисара, Гимадеева Василя Идиятулловна. Труженицы тыла.

 

Конечно, здесь перечислены далеко не все, все по разному трудились, но все они внесли определённый вклад в работу военного времени.

 213

 Халиков Хабибрахман Файзрахманович

214 

Халиков Габделбари Габдрахманович

 

215 

Шарипов Рахимулла Хабибуллович и Закиров Калимулла Закирович

216 

Шарафутдинова – Хамидуллина Фатима Сафаевна

 

 217

Гатауллина Сакина Залялиевна