Портал муниципальных образований Верхний Услон

с.Каинки

     В живописном месте в устье реки Свияга, впадающей в Волгу, в сорока километрах на северо-запад от Казани расположено село Каинки. Ныне это дачное место, правда, добраться до него могут люди состоятельные, имеющие внедорожники. Живут, конечно, в селе и местные жители, но их не так много, в основном это люди пенсионного возраста. В селе нет школы, медпункта, магазина, молодёжь здесь не остаётся, поэтому у села нет никакой перспективы. Несправедливо, что село, история которого связана с именами деятелей науки Казанского государственного университета Васильевых, исчезает с лица земли, превращаясь в дачный посёлок.

   В начале XX века судьба забрасывала в Каинки крупных деятелей русской культуры и науки, знакомых с хозяевами имения — семьёй Васильевых. Этот род в своих истоках имеет таких примечательных предков, как боярыня Морозова и Алексей Соковнин, царский стольник, один из организаторов заговора с целью убийства Петра Первого, за что был казнён вместе с Фёдором Пушкиным, которому Александр Пушкин посвятил стихотворные строки, повествующие об «упрямстве духа» рода Пушкиных.

   В первой половине XIX столетия в Каинках жил Иван Михайлович Симонов (1794-1855 г.г.), известный астроном, ректор Имперского университета, а в молодости — участник экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева, открывшей Антарктиду. Его дочь и зять — выдающийся русский китаевед, академик Петербургской академии наук Василий Павлович Васильев (1818-1900 г.г.) были похоронены вблизи Крестовоздвиженской церкви в Каинках.

     Один из его сыновей - Александр (1853-1929), крупный математик и историк, член 1-й Государственной думы, член Государственного совета и ЦК кадетской партии, и внук Николай Александрович (1880-1940), оригинальный философ, предложивший поистине революционные идеи, сделавшие его одним из родоначальников современной неклассической логики, также жили в Каинках. Николай Васильевич писал о Каинках: «С этим местом у меня связаны самые лучшие, самые чистые воспоминания, и это место и теперь кажется мне родным и дорогим гнездом».

Об истории села на Свияге множество интересных подробностей рассказывали его старожилы, ныне уже покойные А.А.Титов и А.И. Матвеева, до преклонных лет сохранившие прекрасную память.

По отзывам старожилов Каинки было типично русским селом с характерным расположением улиц и одинаковыми избами.   Внутреннее убранство домов однообразно — слева печь, за ней чукан (кухня), отгороженная подтопкой, у передней правой стороны - люльки, в переднем углу иконы, перед ними стол. В избе находились также стол и кровать. Обязательно полати ( настил из досок под потолком на 60-70 см от верха), на которые клали верхнюю одежду.

   Всегда Каинки были крепостным селом, там часто менялись хозяева и добра местные жители видели мало. С появлением в усадьбе Васильевых жизнь постепенно вошла в спокойное русло.

   Что же представляло собой село, когда оно появилось? Кому принадлежало до Васильевых? В «Писцовой книге по Свияжскому уезду» написано следующее: «К 1565 году 11 дворов было в деревне Каинки, возникшей на земле, выделенной в поместье стрелецкому голове Ивану Парфентьевичу Хохлову». Получается, что село возникло в XVI веке. Однако Васильевы утверждали, что село возникло в период Казанского ханства, и имеет татарское название. В «Писцовой книге XVII века» есть упоминание о селе Каинки: «...помещик Гордей Есипов — 11 крестьянских дворов, 44 души мужского пола». Кроме того, двор помещика, по нашему предположению, это двор помещика потомка Хохлова. Из книги, выпущенной к юбилею Верхнеуслонского района, известно, что в 1780 году был составлен список всех сёл и деревень новой Казанской губернии по уездам. Приведём ту часть списка, которая касается села Каинки: « Названное число душ (это души по «третьей ревизии», то есть количество лиц мужского пола на 1763 год): Каинки -115 душ помещичьих крестьян...» Выписка из документов НАРТ, сделанная в сентябре 2002 года учителем истории И.Н.Дадыкиной, содержит следующее: «с. Воздвиженское (Каинки) — 1859 год, дворов — 75, мужчин 270, женщин — 275. На 1899 год: Клянчинская волость село Каинки, 328 мужчин, 369 женщин, 95 дворов, 22 мальчика, 6 девочек». Из приведённых данных можно сделать вывод, что село росло, население увеличивалось, и что Васильевы дорожили своим имением и много делали для него.

   Именно Васильевы на свои деньги начнут строительство каменной церкви. Двухпрестольная церковь будет построена в 1903 году, главный престол в честь Воздвижения Креста Господня, а предел — во имя иконы Казанской Божьей Матери. Из «Справочной книги Казанской епархии» можно узнать следующее: «...количество дворов в селе Каинки — 119. Общее число прихожан составляет 342 мужчины и 367 женщин».

   В конце прошлого века Васильевы помогли организовать в Каинках по-особо спланированную школу: два класса отдельно, а спарены воедино, образуя большой. Одновременно построили отдельные квартиры для учителей и разбили школьный участок, где всё утопало в цветах жасмина. При содействии Васильевых при школе была собрана богатая библиотека.

   Примерно в 1913 году в Каинках открылось Высшее начальное училище — семилетка (это опять-таки заслуга Васильевых). Обучение стоило четыре рубля в год, а в начальных классах вовсе было бесплатным. Директор Николай Януарович Никитин.

   Училище существовало до 1918 года, потом открыли школу крестьянской молодёжи, в которой продолжал работать Николай Январич.

Дом Васильевых стоял рядом с церковью, на соседней улице находился дом Симоновых, оттого она называлась Симоновской.

   В четырёх километрах на запад от Каинок находился хутор Поляна, на котором жил Сергей Васильевич Васильев, второй сын Василия Петровича, врач-ветеринар. Он очень увлекался сельским хозяйством. На поляне был большой скотный двор, собирали много хлеба, цвели вишнёвые и яблоневые сады.

   В 1914 году на хуторе появилась жнейка-сноповязалка с конной тягой фирмы Мак-Кормик (США). На Поляне встречалмммись и сеялки, сенокосилки, конные грабли. У Васильевых в Каинках ничего подобного не было. Землепользование у крестьян было общинным, чересполосным — поля делились так, что один хозяин мог иметь несколько наделов, часто через соседа.

   Два раза в неделю приезжала почта. Была в Каинках и частная лавка, в которой продавалось всё, чего душе угодно, - от заморских продуктов до сбруй и гвоздей.

   В памяти старожилов хорошо отложилось, как посещал Васильевых в Каинках и Поляне молодой Александр Фёдорович Керенский (1881-1970) - «первая любовь и ненависть» русской революции. Именно здесь летом 1904 года он вопреки воле родителей сочетался браком со своей первой женой Ольгой Львовной Барановской (1886-1975), несколько лет в Каинках отдыхали его сыновья — Олег (родился в 1905-м) и Глеб (в 1907-м).

   Ольга — дочь двоюродной сестры Васильевых, вышедшей замуж за полковника Генерального штаба Льва Барановского и сумевшей в суровых условиях тогдашнего законодательства развестись с ним. Будущий глава Временного правительства познакомился с невестой в Петербурге, где она училась на Высших женских курсах. И в преклонные годы Александр Фёдорович вспоминал, что Ольга Львовна была очень красивой женщиной. Фотографии подтверждают, что Ольга действительно была очень привлекательна. Судьба брака Керенского сложилась своеобразно.

   Ольга Львовна после революции жила с детьми в Котласе, откуда в 1921-м с позволения чекистов выехала через Эстонию в Англию. В межвоенные годы брак распался, и Ольга Львовна вынуждена подрабатывать машинисткой, чтобы свести концы с концами. В 1939 году Керенский женился на австралийке Нелли Трайтон, но, как свидетельствуют письма Ольги Львовны к Александру Фёдоровичу она и дети продолжали поддерживать с ним отношения вплоть до его кончины в 1970-м. Олег Керенский, старший сын, стал выдающимся мостостроителем, проектировал знаменитый мост через пролив Босфор в Турции и был награждён королевой Елизаветой орденом Британской империи, младший, Глеб, стал инженером-энергетиком.

    С приходом большевиков в дорогое Керенскому место стихийный ураган революции пронёсся и там. Как вспоминают старожилы, вначале снесли дом Васильевых в Каинках, потом всё вывезли с хутора Поляна, где не осталось даже бревна. Анастасия Ивановна Матвеева вспоминала, что года через два после этих событий приезжал в Каинки Сергей Васильевич, бывший владелец Поляны. Запомнилась его фраза: «Чтобы жить в коммунизме надо быть ангелами, а люди — черти.

   В конце двадцатых была заброшена церковь, кладбище разорили, сбросили колокол, который крестьяне пытались повесить на место, а молодые комсомольцы «сковырнули» склеп Васильевых, а надгробие с могилы академика Василия Павловича Васильева и его супруги отволокли ближе к избе правления. На месте кладбища намеревались построить конюшню, но строительство вскоре забросили. Школу в Каинках к тому времени закрыли. Несколько лет тому назад надгробие Васильевых зацепили тросом и трактором оттащили, поцарапав поверхность и поломав некоторые буквы, снова ближе к кладбищу, где оно , повергнутое, и встретило XXI век.

2105158

                                                                                              2105157 cr

Памятник с могилы профессора-востоковеда В.П.Васильева и его жены С.И.Симоновой возле церкви в Каинках

 

   Жизнь в Каинках ещё теплится. Жители в основном пожилые люди, к некоторым из них приезжают на лето дачники, но многие дома пустуют...

Бажанов, В. Каинки — территория любви// Родина.-2006.- №6.- С. 106-108.

Дадыкин, Я., Дадыкина, И. Семья учёных Васильевых и их родовое имение село Каинки // Волжская новь.- 2009.- 13 мая; 15 мая; 20 мая; 22 мая; 27 мая; 29 мая.

2105156

Иван Михайлович Симонов (1794 - 1855), известный астроном, член-корреспондент Петербургской академии наук, ректор Императорского Казанского университета, участник экспедиции Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева, открывшей Антарктиду. Он составил подробное описание этого путешествия.

    Ему принадлежит помимо многочисленных астрономических наблюдений и разработка их методики, конструкция отражательного прибора, устраняющего некоторые недостатки секстанта. Он одним из первых в России изучал земной магнетизм. По его инициативе в Казани были основаны две обсерватории — астрономическая (1833) и магнитная (1843). Был первым российским астрономом, который наблюдал в ноябре 1846 только что открытую новую планету Нептун. В его честь назван остров (Тувана-Итоло) в южной части Тихого океана и северо-восточный мыс на острове Петра I. Был похоронен на Кизическом кладбище в Казани, которое было уничтожено в советское время. В 2010 в Кизическом монастыре сооружено условное место захоронения И. М. Симонова с памятным камнем.

Соч.: Астрономические и физические наблюдения, сделанные во время путешествия около света, ч. 1, СПб, 1828; Опыт математической теории земного магнетизма, "Ученые записки Казанского ун-та", 1835, кн. 3; [Автобиография], в кн.: Историко-астрономические исследования, вып. 1, М., 1955 (имеются там же статьи о С., а также некоторые письма С.).

 

2105151

     Васильев Василий Павлович [20.2(4.3).1818, Н. Новгород, —27.4(10.5).1900, Петербург], русский китаевед, академик Петербургской АН (1886; член-корреспондент 1866). В 1837 окончил отделение восточных языков историко-филологического факультета Казанского университета. В 1840 был прикомандирован к русской духовной миссии в Пекине, где изучал санскрит, китайский, монгольский, тибетский и маньчжурский языки. С 1851 профессор Казанского, с 1855 — Петербургского университетов. В. — учёный широкого профиля, ему принадлежат исследования в различных областях китаеведения (история, религия, география, язык и литература Китая). Важнейшие труды: "Буддизм, его догматы, история и литература" (ч. 1 и 3, 1857—69) — книга, составившая эпоху в изучении буддизма, переведена на немецкий и французский языки; "История и древности восточной части Средней Азии от Х до XIII века" (1857); "Религия Востока: конфуцианство, буддизм и даосизм" (1873); "Анализ китайских иероглифов" (ч. 1—2, 1866—84), в котором В. дал очерк фонетики, морфологии и письменности Китая; "Очерк истории китайской литературы" (1880) и "Графическая система китайских иероглифов. Опыт первого китайско-русского словаря" (1867).

 

alt

Васильев Александр Васильевич

      Сын синолога В.П.Васильева окончил 5-ю Санкт-Петербургскую гимназию и курс физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, получил золотую медаль за сочинение «Теория отделения корней». В 1874 году защитил диссертацию и стал приват-доцентом Казанского университета, где с 1887 года состоял ординарным профессором. Долго принимал деятельное участие в земской жизни Казанской губернии и Свияжского уезда, в частности содействовал развитию народной школы. Был депутатом Государственной думы I созыва, был выбран членом Государственного совета от Академии наук и университетов; был одним из видных членов партии конституционных демократов, один из основателей Казанского физико-математического общества. С 1890-х годов Васильев широко пропагандировал идеи Н.И.Лобачевского в области геометрии, принял участие в издании «Полного собрания сочинений по геометрии» Н. И. Лобачевского и опубликовал ряд статей о Лобачевском, в частности его биографию (1914).            

     О жизни А. В. Васильева после 1917 года сведений мало — по-видимому, ему удалось избежать репрессий и он продолжал работать как математик. Известно, что А. В. Васильев был среди тех, кто подписывал письма протеста против изъятия церковных ценностей, что в эти годы ему удалось издать ряд работ в том числе — новую расширенную книгу о Лобачевском. В 1927 году книга была отпечатана, однако тираж в 1929 г. был уничтожен. Вероятно, подобная судьба книги объясняется отношением к Васильеву как к «буржуазному» учёному, или же (предположительно) тем, что в конце 1920-х он всё же эмигрировал. Тем не менее, несмотря на уничтожение тиража, рукопись или отдельные экземпляры были известны историкам математики и упоминались в последующих работах. А в начале 1990-х был найден экземпляр вёрстки и в 1992 году книга была издана повторно. Скончался А. В. Васильев, предположительно, во Франции (?), в начале октября 1929 года.


 

2105152

Васильев Николай Александрович

     Родился 29 июня 1880г. в Казани — философ, этик, психолог, историк, поэт и переводчик; учёный, предвосхитивший развитие системы воображаемой (неаристотелевой) и основных разделов современной неклассической логики.

    В 1898 г. поступил на медицинский факультет Казанского университета(попутно с основными дисциплинами слушал курс философии). В июне 1904 г. окончил учебу и работал врачом в деревне Шатьма Ядринского уезда. В этом же году женился на Екатерине Степановне Завьяловой.

   В 1906 г. Николай Александрович завершил кандидатский трактат «Вопрос о падении Западной Римской империи и античной культуры в историографической литературе и в истории философии в связи с теорией истощения народов и человечества».

С ноября 1910 года —приват- доцент кафедры философии Казанского университета.

К 1910—1914 гг. относятся новаторские работы Н. А. Васильева по логике, которую он называл воображаемой и в которой предвосхищались многозначные, парапротиворечивые, многомерные и иные неклассические логики.

1913 год — преподает курс «Чтение отрывков из сочинений, входящих в Органон Аристотеля».

   В 1914 г. ведет лекции по метафизике Аристотеля. Следует отметить, что в состав профессоров ученый был переведен декретом Совета Народных комиссаров (1918 год), но в 1922 году был отправлен на пенсию (в возрасте 42 лет!). Обострившаяся болезнь (маниакально-депрессивный психоз) привела к семейной драме и принудила его вплоть до своей кончины жить в психиатрической клинике. Скончался 31 декабря 1940 г.

 

 

2105153

Александр Фёдорович Керенский

    Российский общественный и политический деятель, министр-председатель Временного правительства в июле-октябре 1917; автор мемуаров, исторических исследований, составитель и редактор документальных публикаций по истории русской революции.

         С отцовской стороны предки Александра Керенского происходят из среды русского провинциального духовенства. Но его отец не стал священником, он получил высшее образование на историко-филологическом факультете Казанского университета и затем преподавал русскую словесность в казанских гимназиях. Мама Александра Надежда Адлер была дочерью начальника топографического бюро Казанского военного округа. По отцовской линии она была дворянкой, а по материнской — внучкой крепостного крестьянина, который еще до отмены крепостного права сумел выкупиться на волю и, впоследствии, стал богатым московским купцом. Дослужившись до чина коллежского советника, Федор Михайлович получил назначение в Симбирск, на должность директора мужской гимназии и средней школы для девочек. Самым знаменитым воспитанником Ф. М. Керенского стал В. И. Ульянов (Ленин) — сын его начальника — директора симбирских училищ И. Н. Ульянова. Именно Ф. М. Керенский поставил единственную четверку (по логике) в аттестате золотого медалиста 1887 Володи Ульянова. Семьи Керенских и Ульяновых в Симбирске связывали дружеские отношения. В Симбирске 4 мая 1881г. и родился Саша, долгожданный сын, пользовавшийся исключительной любовью родителей. В мае 1889 действительный статский советник Ф. М. Керенский был назначен главным инспектором училищ Туркестанского края и с семьей переехал в Ташкент. В 1899 Саша Керенский с золотой медалью окончил Ташкентскую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. В 1904 он успешно окончил университет, получив диплом первой степени. Тогда же Александр женился на курсистке Высших женских курсов в Петербурге Ольге Барановской, дочери полковника Генерального штаба Л. С. Барановского и двоюродной сестры Васильевых, имевших имение в селе Каинки Казанской губернии. Именно в Каинках, в Крестовоздвиженской церкви А.Ф.Керенский, вопреки воле своих родителей, венчался с Ольгой Барановской. Лето молодожены провели в деревне , а осенью вернулись в столицу.

2105155

Ольга Барановская в подвенечном платье


 Летом в 1904 -- 1906 гг. в Каинки и Поляну приезжал А.Ф.Керенский.

    Останавливался обычно у С.В.Васильева, там же гостили его дети с бабушкой. Мы,вспоминала жительница села А.И.Матвеева, играли вместе с детьми Керенского -- Олегом и Глебом, с которыми были ровесниками.

Даже в преклонные годы А.Ф. вспоминал, что Ольга Львовна была исключительно красивой женщиной. Николай Васильев, оставивший след в истории и как интересный поэт-символист, посвящал Ольге Барановской свои стихи.

 

Я так давно хотел воспеть тебя в сонете

И для сонета стал метафоры искать.

Материй дорогих, чтоб женщин украшать,

Ты знаешь и сама, как много есть на свете.

Прозрачный легкий тюль, непрочный и небрежный...

Серьезных женщин он не может одевать,

И красоты твоей не могут обрамлять

Старинный тарлатан, газ радостный и нежный.

Нас в шелке дорогом волнуют переливы,

Томит тяжелая роскошная парча,

Нам нравится атлас, батист и чесуча.

Но ты не то. Ты бархат черный и красивый,

Чарующий своей изящной простотой,

Своею вдумчивой и темной глубиной.

 

    Действительно, фотографии, на которых изображены Васильевы, А.Ф.Керенский, О.Л.Барановская подтверждают, что Ольга была исключительно красивой женщиной. С ней, кстати, Александр Фёдорович расстался, когда эмигрировал в Западную Европу. В 1939г. он женился на австралийке Нелли Трайтон. В 1940 Керенский перебрался в США. В начале 1920-х гг. Ольга Львовна с детьми также уехала в Англию и, как свидетельствуют ее письма из эмиграции к А.Ф.Керенскому, она и дети продолжали поддерживать с ним отношения вплоть до кончины. В послевоенные годы Керенский неоднократно приезжал к сыновьям в Англию. А.Ф.Керенский скончался на девяностом году жизни 11.06.1970г. и был похоронен в Лондоне. Ольга Львовна оставила воспоминания о 1917 -- 1920 гг., наиболее тяжелых, выпавших на ее долю. Олег Керенский (16.04.1905 — 25.06.1984), старший сын, стал выдающимся мостостроителем и был награжден королевой Елизаветой II высшим орденом Британской империи. После его смерти, с середины 1980-х гг. каждые два года стали проводиться «Керенские чтения» — научные конференции, посвященные памяти Олега Керенского, на которые съезжаются виднейшие мостостроители всего мира. Глеб Александрович Керенский стал инженером-электриком. Внук А. Ф. Керенского — Олег Олегович Керенский (1930-1993) — балетный и театральный критик, автор книг «Мир балета» (1970), «Анна Павлова» (1973), «Новая британская драма» (1977). Олег Олегович Керенский был близок с Рудольфом Нуриевым.