ГЛАВНОЕ СЕЛО РАЙОНА - ВЕРХНИЙ УСЛОН
Очень не многие сёла и даже города могут похвастаться своим долголетием. Время неумолимо и даже в наши дни настойчиво продолжает стирать их с лица земли. Но Верхнему Услону в этом плане повезло. В самом конце шестнадцатого века появились выходцы из свияжского монастыря. Нашли прекрасное место для поселения на правом берегу реки, среди гор, покрытых лесом. Основанную здесь деревню они назвали Новым Займищем. Нет сомнений, что намного раньше святых отцов побывали здесь и первобытные люди, останки чьих стоянок в большом количестве находят на этом берегу Волги, недалеко от Верхнего Услона.
С 1553 года земли нынешних Верхнего и Нижнего Услона принадлежали Троице-Сергиеву монастырю, но поселений тут не было. В Писцовой книге 1567 года сохранилась запись, что имеются «Займища новые у реки у Волги на берегу выше Гостина острова, а ниже Каменных гор на горной стороне, в черном и диком лесу. А на займище двор монастырский и пять шалашей, а живут в них монастырские детеныши. Пашни новые распаши три поля, 6 четей, да сечи три десятины». Таким образом, село наше начиналось с монастырской заимки. А в 1572 г. временное поселение уже получило название – в жалованной грамоте Ивана 1V упоминается: «… против Казанского устья лес черный на Услоне, против Гостина острова».
В Писцовой и межевой книге Свияжского уезда 1651- 4 годов писца Волынского говорится:
За Троице Сергиевым свияжским монастырём в вотчине … Село Большой Услон , что было займище на реке на Волге, а в селе церковь во имя Покрова Святой Богородицы , да в Пределе престол Святого Славного Пророка Илии, да в другом Пределе престол Великого Чудотворца Николы . Церковь древяная с папертьми да в ней ж двор попов , а людей в ней тож , да у него (попа) один человек сын, да двор просвирницы , а людей в нем тож . Пашни паханые церковные добрые земли двадцать чети в поле , а в дву потому ж , сена тридцать копен . да в селе двор монастырский , а людей в нем один человек , да двор монастырского служки, а людей в нем пять человек , да двадцать пять дворов крестьянских , да пять дворов бобыльих , а людей в них тож , да у них же детей и с братьи и племянников и зятей и внучат и захребетников семьдесят один человек . Пашни паханые добрые земли семьдесят шесть чети с осьминою в поле, а в дву потому ж , сена тысяча пятьсот копен …...
Да в том же селе примерено сверх дачи лишние земли . Пашни паханые добрые земли четыреста сорок три чети с осьминою в поле , а в дву потому ж, сена двести копен, а на ту примерную землю девяносто семь дворов крестьянских , да двадцать дворов бобыльских , а людей в них тож , да у них же детей и братьи и племянников и зятей и внучат и пасынков и захребетников и приемышев восемьдесят семь человек.
Информация представлена Д.А. Бычковым
Прошло более двадцати лет и в 1594 году на месте нынешнего Услона появилось уже довольно крупное поселение. «Сельцо Услон, что было займище у реки у Волги на берегу, выше Гостина острова и ниже Каменных гор на горной стороне, а в селе храм Николы Чудотворца, а в храме образы и книги, и сосуды церковные, и колокола и всякое церковное строение, монастырское, Троице-Сергиева монастыря, а в селе двор монастырский, двор попа, 54 двора крестьян».
Вряд ли кто сейчас скажет, кто был первым пахарем на этой земле, кто построил первое жилище, обработал почву и получил первые плоды своего труда. Да, наверное, это и неважно: сегодняшние сельчане благодарны своим предкам за то, что выбрали они красивое место и заложили на нём основы цивилизованной жизни.
Уже спустя пятьдесят лет стало большим и многолюдным, в нём насчитывалось 145 дворов. Самыми древними занятиями услонцев были хлебопашество и скотоводство. Этим и кормились. Помогала река, по которой можно было спуститься ниже по течению или подняться вверх — к Свияжску и дальше.
Волга тогда стала главной дорогой Руси, в самом центре которой исторически находился Услон. Объехать его купцы и мелкий торговый люд никак не могли: зимой по замёрзшей реке мчались почтовые тройки, летом шли баржи и лодки, перевозя различные грузы, сплавляя лес. Но река ещё и кормила. В большом количестве вылавливали верхнеуслонцы рыбу: белугу, осетра, стерлядь...
Верхний Услон имел выгодное географическое положение. Через него проходили Московский и Симбирский тракты, сохранявшие свою первостепенную значимость до строительства Романовского моста через Волгу в 1913 г., что немало способствовало посещению края известными людьми. Здесь находились первая от Казани и последняя перед ней почтовая станция, а также переправа через Волгу.
По этому пути зимой 1730 года катился в березинскую ссылку перевертыш фортуны, «баловень судьбы безродный», один из самых гениальных петровских выкормышей, блистательный светлейший князь и кавалер многих орденов Алексашка Меншиков со своим семейством. Здесь, в Верхнем Услоне, похоронил Александр Данилович свою не выдержавшую нежданной опалы супругу Дарью Даниловну, собственноручно срубил часовню, а сам отправился дальше.
http://clubs.ya.ru/fetes-galantes/replies.xml?item_no=2001
« Как известно, в результате дворцовых интриг князей Долгоруких и примкнувшей к ним "немецкой партии" Остермана и Левенвольде, князь Меншиков и его семья были сосланы вначале в Раненбург, а затем, по обвинению в государственной измене в пользу Швеции, - в Гнилой Березов, с лишением чинов и состояния. Дарья Михайловна Меншикова заболела еще в Раненбурге. Резкое ужесточение режима содержания семьи, изъятие личных вещей, унизительные допросы и требования вернуть розданные на хранения деньги и драгоценности не оставили надежд на восстановление прежней жизни. Также сыграли свою роль объявление указа о ссылке от 8 апреля 1728 года, выезд в путь под караулом лейтенанта Крюковского 16 апреля и унизительный обыск на дороге с изъятием вещей, нашедшихся сверх имеющейся описи. Капитан Мельгунов отобрал у Дарьи Михайловны теплую шубу и соболей. Г.В. Есипов свидетельствует, что на этот момент Дарья Михайловна уже потеряла зрение. Сделали свое дело и езда по весенней распутице и отсутствие медицинской помощи. 10 мая 1728 года, когда расшива прошла Вязовые и Свияжск "не доезжая до Казани за 7 верст" Дарья Михайловна скончалась. При анализе географических карт - "семь верст до Казани" приходится как раз перед поворотом русла Волги - напротив Аракчина починка на Коземетевском истоке и Игумнова починка (ныне Старого Аракчино) - в одной версте от Верхнего Услона, где поручик Крюковский и велел каравану остановиться. В Верхнем Услоне Дарью Михайловну подготовили к похоронам по православному обряду, священник местной церкви Святого Николая отец Матвей отпел ее и похоронил на местном кладбище, на склоне уступа, спускающегося к реке, недалеко от церкви. Вопреки расхожему мнению, поручик Крюковский дал Меншикову возможность два дня провести возле могилы супруги, прежде чем тронуться в путь. В Берёзове, куда Меншиков прибыл с семьёй, он сам построил себе деревенский дом (вместе с 8 верными слугами) и церквушку. Известно его высказывание того периода: «С простой жизни начинал, простой жизнью и закончу». Позже в Сибири началась эпидемия оспы. Сначала умерла его старшая дочь, а затем и он сам, 12 ноября 1729г., в возрасте 56 лет. Меншикова похоронили у алтаря построенной его руками церкви; потом река Сосьва смыла эту могилу. Из потомков Александра Даниловича наиболее известен его правнук, адмирал князь Александр Сергеевич Меншиков, военно-морской деятель, главнокомандующий сухопутными и морскими силами в Крымской войне 1853-1856 годов, который в 1863г. на месте сгоревшей в том же году деревянной церкви поставил над древним могильным камнем своей прабабки часовню.На старинной плите была надпись «Здесь погребено тело рабы Божией Дарии».